Публикации о Детском хоре телевидения и радио Санкт-Петербурга

Станислав ГРИБКОВ: Раньше мы были скованы идеологическими рамками

Вторую осень подряд Детский хор телевидения и радио встречает новый сезон не в привычном доме на Итальянской, а в ДК Горького.

В знаменитом питерском коллективе не ведут «человеческой бухгалтерии». Но путем несложных арифметических подсчетов можно вывести впечатляющую цифру: за 45-летнюю историю хора в нем пели в разное время свыше 10 тысяч юных ленинградцев-петербуржцев. Они стали музыкантами, педагогами, журналистами или инженерами. И до сих пор считают свое детское «общение с песней» самой яркой страницей биографии. Подробностями из жизни коллектива с «Известиями» поделился художественный руководитель и главный дирижер Детского хора ТРК «Петербург» Станислав Грибков.

— Насколько отличается сегодняшний репертуар хора от того, что пели его участники лет двадцать назад?

— Конечно, отличается существенно. Но мы считаем основной нашей задачей и тогда, и сейчас — исполнение сочинений питерских композиторов, популяризацию музыки, написанной для детей и о детях. Начиная с середины пятидесятых, многие произведения ленинградских композиторов впервые звучали у нас. Сейчас продолжаем эту традицию — недавно выпустили диск с премьерами произведений Сергея Баневича и Дмитрия Смирнова. Естественно, сейчас репертуар шире и интереснее. Раньше мы были скованы идеологическими рамками и те- мой «счастливого пионерского детства». Хотя песен много было хороших, сейчас некоторые из них мы переосмысливаем, и они звучат, как песенная классика. Стараемся исполнять песни советской эпохи в прежних оркестровках, привнося лишь незначительные современные элементы. Большую часть нашего репертуара составляют классика, современная музыка отечественных и зарубежных композиторов, фольклор разных стран. В том числе очень значительный пласт русской духовной музыки, которая долгое время была под запретом или исполнялась с другой подтекстовкой. Например, в изданном в Москве сборнике произведений Бортнянского все его сочинения были перетекстова-ны. Вместо «Слава и Единородный Сыне» пели «слава поем мы солнцу». Тогда же вместо «Херувимской песни» был подобран старый текст о Неве — правда, он довольно удачно лег на музыку. Сейчас, конечно, это кажется дикостью.

— Какие песни в исполнении вашего хора можно назвать хитами—в прежние времена и сегодня? Например, когда-то практически все детские хоры страны пели песню «Милая моя мама»...

— А мы и сейчас ее поем —это великолепная песня «Мама» из большого цикла Валерия Гаврилина «Земля» на прекрасные стихи Альбины Шульгиной, такая современная «Аве Мария». Гаврилин же никогда не старался угождать, он был независим, истинно патриотичен. Поэтому его творчество сейчас востребовано и совершенно конъюнктурой не тронуто. А вообще гимн нашего хора с 50-х годов — песня В. Соловьева-Седого «Мы — ленинградцы», тоже песенная классика. Сейчас мы сделали пару попурри: одно — на стихи Юрия Энтина, второе — из песен Геннадия Гладкова. Что касается более серьезной музыки, мы выпустили диск с записью концерта Сергея Баневича «Благослови зверей и детей» и двух концертов Дмитрия Смирнова.

— В питерском Детском хоре телевидения и радио уже образовалась династия Грибковых?

— Я в хоре — с 1968 года. Двадцать лет был хормейстером, тогда коллективом руководил его основатель — Юрий Славнитский. А с 1988-го я стал художественным руководителем. У нас всегда работало и работает много молодежи из числа наших воспитанников. В средней группе — Ирина Зайцева, в младшем хоре — Виктория Марюхнич, преподаватель сольфеджио — Галина Белова. Сейчас хормейстер и главный помощник по концертному хору — Грибков-младший. Так случилось, что сын повторил мой путь, только спустя 30 лет: хоровое училище им. Глинки — дирижерско-хоровой факультет Консерватории — хор радио и телевидения. Кроме того, мы оба преподаем в Университетекультуры и искусств. Было время, когда такие «повторения» укоризненно называли семейственностью, почему-то раньше у нас только рабочие династии приветствовались.

— Что представляет собой нынешний состав хора «в цифрах и фактах»?

— Ежегодно у нас занимаются около 300 человек, каждую осень принимаем 60-70 новичков, в основном в младшую и среднюю группу. Конкурс, конечно, есть — не так просто быстро готовить артистов для выступлений в лучших залах, записи на радио, гастролей, участия в фестивалях. Интересуемся, почему именно к нам пришли. Как правило, девочки сами хотят петь, мальчиков чаще приводят родители — у них несколько другие интересы. Верхний возрастной порог не ограничиваем. Бывает, участники у нас задерживаются до 18-19 лет, не хотят расставаться с песней.

Ирина НАЧАРОВА,
Известия,
29 августа 2001 года

Home Публикации

Hosted by uCoz