Статья о хореДетский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга первый детский хоровой коллектив, созданный в системе телевидения и радио СССР. В 1955 году, по инициативе главного музыкального редактора Ленинградского радио И. Борисоглебского и музыкального редактора программ для детей и юношества С. Тихой, в Дом радио на Итальянской улице, 27 (тогда ул. Ракова), была приглашена группа музыкально одаренных детей, которой надлежало озвучивать радиопостановки для детского вещания. Готовить ребят к этой работе стал педагог Ю. Славнитский, имевший к тому времени опыт работы с детским хором Мариинского (в то время Кировского) театра. Группа стала расти и в скором времени это уже был хор, который не только выполнял работу по заданию редакции, но и стал активно выступать на концертных площадках города. Следует отметить, что Юрий Михайлович Славнитский первейшей своей задачей считал формирование постоянного репертуара коллектива. Учитывая специфику хора, основу его репертуара долгие годы составляли сочинения ленинградских композиторов, обновляемые месяц за месяцем, год за годом. В основном, это были песни. Но, в тоже время, Ю.М. Славнитским было создано большое количество аранжировок классической музыки и народных песен, которые прочно вошли в репертуар не только Детского хора ленинградского радио, но и многих других детских хоровых коллективов города и страны. Достаточно назвать: "Ave Maria" Джулио Каччини, "Весенние воды" Сергея Рахманинова, русскую народную песню "Уж как пал туман" и многие другие. С годами, хор рос и количественно, и качественно. Через несколько лет с момента основания хора, в его среде появился ансамбль "Песенка", состоявший из самых маленьких участников коллектива. "Песенкой" руководила хормейстер хора той эпохи Елена Лопатина. Главным образом, ансамбль исполнял музыку для своих сверстников, а именно песни из мультфильмов, радиопостановок, популярные детские песни композиторов-классиков. Практически, с первых дней существования Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга и по настоящее время с ним работает в качества концертмейстера замечательный музыкант и великолепный педагог Людмила Ивановна Ралко. Ее исполнительский дар блестяще сочетается с прекрасным чувством ансамбля со всеми участниками исполнительского процесса,- дирижером, хором, солистами. Отличное знание детского и подросткового вокала помогает ей успешно работать с солистами и год за годом готовить новых и новых солистов хора, многие из которых в последствии стали профессиональными певцами, а нынешнему поколению воспитанников Людмилы Ивановны рукоплещут на многих концертных площадках, как в Санкт-Петербурге, так и за рубежом. В связи с этими достоинствами Л.И.Ралко, в хоре не существует должности педагога по вокалу. В разное время хормейстерами хора были К.Б. Никольский и В.В. Успенский (ныне - профессор петербургской консерватории). В 1968 году работать с коллективом был приглашен С.Ф. Грибков, нынешний художественный руководитель Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга. Он активно включился в работу и с самого начала своей деятельности стал инициатором многих новых проектов. Этому во многом способствовала творческая стратегия Ю.М. Славнитского, предоставлявшего своим коллегам-помощникам максимальную самостоятельность в работе, как в выборе репертуара, так и в репетиционном процессе. Со временем, Станиславом Грибковым был создан вокальный ансамбль старших участников хора "Весна", для которого он сделал огромное число аранжировок, многие из которых были опубликованы в сборниках "Поет самодеятельный вокальный ансамбль", "Россияночка", "Когда тебе 16", а также во многих отдельных изданиях. В начале семидесятых годов была произведена "реконструкция" хора: он был поделен на три возрастные группы. В младшей группе занимались дети 7-9 лет, в средней - 10-12, в старшей - от 12 лет и старше (старшая группа, в свою очередь подразделяется на концертную и кандидатскую части). Следует отметить, что возрастные границы групп хора не являются незыблемыми, т.к. в старшую группу могут входить и артисты более юные, если они посвоей подготовке, музыкальным данным и отношению к делу ей соответствуют. Особенно это касается мальчиков, ибо их певческий век весьма ограничен. С младшей группой хора в разное время работали бывшие участницы хора О.Наволошникова, А. Ильина и В.Марюхнич (В. Марюхнич руководит этой группой с 1991 года по настоящее время). При этом, О.В. Наволошникова и В.В. Марюхнич являются выпускницами Санкт-Петербургского Университета Культуры и Искусств. Еще одна выпускница этого ВУЗа - И.М. Зайцева руководит средней группой хора с 1981 года, совмещая педагогическую деятельность с административной. Автор этих строк работает со старшей группой хора, одновременно являясь автором большинства инструментальных фонограмм, которые регулярно используются во время выступлений коллектива. Во время "реконструкции" хора, в расписании занятий появилась и новая дисциплина - "хоровое сольфеджио", призванная способствовать скорейшему усвоению участниками нотной грамоты и навыков пения по хоровым партиям и партитурам. Этот предмет преподавали известные педагоги Университета Культуры и Искусств М.В. Зайцев и В.И. Модель. Сегодня хоровое сольфеджио в Детском хоре телевидения и радио Санкт-Петербурга преподает Г.А. Белова, также выпускница Университета Культуры и Искусств. В 1997 году на базе всех возрастных групп хора был создан ансамбль мальчиков, которым руководит Е.Н. Андреева, преподаватель Музыкального училища им. Римского-Корсакова, выпускница СПб консерватории по классу профессора П.П. Левандо. Основная задача, стоящая перед Детским хором телевидения и радио Санкт-Петербурга с первых дней его существования - обеспечение записи музыкальных произведений на радио и телевидении. А это значит, высокое качество звучания хора. Если добавить к этому огромное количество концертов в Санкт-Петербурге и за его пределами (например, только в мае 2003 года состоялось 34 выступления хора), то становится ясно, что приоритетным направлением работы педагогов хора является достижение чистоты интонации, четкости выполнения требований дирижера - высокой творческой дисциплины, а также способности выражения эмоционального состояния. Этому могут способствовать как совершенствование профессионального педагогического уровня, так и отбор (конкурс) юных артистов. Тезис о том, что каждый ребенок по-своему талантлив и может петь, нам представляется некоторым лукавством. Многое, если не все, зависит от целей, которые ставит перед собой коллектив. Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга является любительским по статусу, но профессиональным по уровню. Поэтому, мы отбираем детей по конкурсу, учитывая при этом, не только способности, но и желание ребенка заниматься этим видом искусства. Мы предъявляем жесткие требования к регулярности и обязательности посещения репетиций и концертов. Однако, здесь мы сталкиваемся с некоторыми проблемами, связанными с не всегда адекватным откликом некоторой части родителей, которые ставят своих детей в затруднительное положение, когда в силу собственных желаний и амбиций заставляют их пропускать занятия. К сожалению, не всегда адекватна и реакция отдельных педагогов общеобразовательных, и, что особенно печально, музыкальных учебных заведений, которые, видимо, в силу ревности (иную причину трудно найти), также препятствуют занятиям своих воспитанников в нашем коллективе. Методика и система занятий в хоре ориентирована на то, чтобы в конечном итоге юный певец получил необходимые навыки для активной творческой работы в составе концертной группы хора. Из этого следует, что в младшей, средней и кандидатской группах проходит учебно-подготовительный этап. Первые две группы хора имеют собственный репертуар. Методика работы с ними учитывает возрастные особенности детей. Обязателен здесь предмет хорового сольфеджио, где дети разделены на группы, согласно уровню подготовки, а также продолжительности пребывания ребенка в хоре. Основной целью, которой должны добиваться педагоги, работающие с младшей группой, является выработка умения правильно формировать звук, петь в унисон, переходящий в эпизодическое двухголосие, петь выразительно, с четкой, осмысленной дикцией. Репертуар младшей группы составляют доступные сочинения композиторов-классиков, народные песни, а также песни современных композиторов. За период пения в младшей группе хора, юный певец должен научиться хорошо понимать дирижерский жест - основу организации всего исполнительского процесса. В средней группе хора продолжается совершенствование навыков, полученных в младшей группе. Хотя часто получается так, что дети начинают занятия в нашем коллективе прямо со средней группы хора. В этом случае, примерно один учебный год уходит на освоение тех навыков, которые уже имеют дети, прошедшие через младшую группу. В средней группе, что вполне естественно, более сложный репертуар, включающий двух и трехголосные произведения, как гармонического, так и полифонического склада. Впервые, в этой группе дети начинают петь не только с инструментальным сопровождением, но и a cappella. В этой группе появляется четкое деление на первых и вторых сопрано и альтов, которое в младшей группе было условным. Основное внимание руководитель уделяет формированию "округлого", эстетически приятного звука. Очень важным является обучение навыкам цепного дыхания и других различных приемов пения, как то: цезура, attacca гласных, четкое, единовременное замыкание согласных звуков. В этой группе весь классический музыкальный материал дети разучивают по нотам. При этом, они учатся петь, в основном, по партитурам, что во многом помогает быстрому усвоению нотного материала в целом. В кандидатской группе хора, ее участники изучают т.н. "золотой фонд" репертуара концертной группы, т.е. наиболее часто исполняемые на концертах произведения из постоянного репертуара. В середине концертного сезона проходят зачеты, на основании итогов которых можно сделать выводы о степени успешности занятий каждого участника хора. В конце сезона - итоговый экзамен, на котором каждый испытуемый исполняет номер по сольфеджио "с листа" и произведение из репертуара, выученное в течение года. По результатам итоговых экзаменов и в соответствии с возрастом, участник хора переводится в более старшую группу, либо остается в прежней, но не более 2-3 лет. Младшая, средняя и кандидатская группы хора, хотя и считаются учебно-подготовительными, довольно активно занимаются концертной деятельностью, а также, регулярно записываются на радио и участвуют в съемках на телевидении. Так, например, артисты младшей группы, часто выступают в авторских концертах петербургских композиторов (С.Баневич, Я.Дубравин, Ю.Корнаков, Е.Казановский, С. Смольянинов, Н.Карш и др.). Средняя группа - постоянный участник концертов абонемента "Музыка от "А до Я" в БКЗ "Октябрьский". А кандидаты выступают вместе с концертной группой в случаях, когда для концерта требуется большая (свыше 100 человек) певческая масса или основная часть концертной группы находится на гастролях. Занятия в младшей и средней группах проходят 2 раза в неделю по 2 часа, в которые входят хоровые репетиции и занятия сольфеджио. "Кандидаты", как и концертная группа, репетируют 3 раза в неделю. Занятия этих групп хора проходят с первых чисел сентября и до конца мая, тогда, как, концертная группа каникул практически не имеет. О концертной группе Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга следует сказать особо. Это о них было сказано: "Визитная карточка Санкт-Петербурга", "Юные послы "Культурной столицы", "Ангельские голоса из Санкт-Петербурга". И дело не только в том, что в эту группу входят ребята, умеющие грамотно читать ноты, понимать дирижерский жест, владеющие определенным набором вокальных навыков,- это, прежде всего, преданность делу, в определенной мере - стиль жизни. В целом за сезон с учетом гастролей, концертная группа проводит более 100 концертов. Кроме того, в течении сезона записывается 30-40 произведений различных стилей и жанров. Снимается несколько программ на телевидении. Мальчики нашего хора участвуют в операх "Пиковая дама" и "Борис Годунов", а девочки в балете "Щелкунчик" в постановках Театра Оперы и Балета им. М.Мусоргского. Имея такой объем работы, юные артисты нашего хора быстро и качественно выучивают огромное количество нового материала, поддерживая в "рабочем состоянии" "золотой фонд" репертуара коллектива. Настало время поговорить собственно о репертуаре хора отдельно. В начале этого очерка мы говорили о том, что хор был создан специально для озвучивания музыкальных постановок на ленинградском радио. Благодаря этому направлению в работе, хор явился первым исполнителем произведений многих ленинградских-петербургских композиторов. Эту миссию Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга выполняет и по сей день. Более того, многие, теперь маститые авторы делали свои первые творческие шаги вместе с хором. Достаточно вспомнить передачу "Гуслина консерватория", музыку к которой сочинял молодой Сергей Баневич или кантату Якова Дубравина "Песни героев любимых книг".Многие песни и хоровые миниатюры Станислава Важова, Георгия Портнова, Виктора Плешака Олега Хромушина и других, были написаны специально для нашего хора. Конечно же, репертуар хора включает в себя шедевры музыкальной классики, как в оригинале, так и в аранжировках, сделанных преимущественно руководителями коллектива. Большой объем представляет народная музыка разных стран и народов, также, в основном, в аранжировках руководителей хора. Гордостью Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга является место в его репертуаре, занимаемое современной "серьезной" музыкой Дмитрия Смирнова, Сергея Баневича, Александра Кнайфеля, Григория Корчмара, молодых питерских композиторов: Леонида Еремина, Сергея Плешака, а также, современных западных авторов, таких, как Хави Бусто, Кнут Нюстед, Альберт Виссинк и др. Постоянно хор участвует в исполнении крупных циклических произведений, преимущественно в БЗФ им. Шостаковича. Это - постоянно звучащие "Кармина Бурана" К.Орфа и Восьмая симфония Г.Малера, редко исполняемый "Военный реквием" Б.Бриттена, и совсем раритетные произведения "Саламбо" М.Мусоргского и "Миссия Ионы" Р.Тобиаса. Мы гордимся, что в разное время хор пел под управлением таких известных дирижеров, как Е.Мравинский, А. и М.Янсонс, Ю.Темирканов, В.Гергиев, А.Дмитриев, Р.Мартынов, В.Чернушенко, А.Аниханов, С.Горковенко, а также, зарубежных мастеров Г.Шолти, Ш.Эдвардс, Н.Ярви, Ю.Домаркас, С.Сандецкис. В активе хора и выступления вместе с признанными мастерами вокального жанра. Сольные партие вместе с нашим хором исполняли З.Соткилава, И.Кобзон, А.Стеблянко, А. Асадуллин, В.Кривонос, В.Псарев, М.Луконин, О.Погудин, Л. Сенчина, Т.Калинченко, Л.Луста, Г.Сидоренко и др. За последние 9 лет, хор выпустил 10 компакт-дисков различных стилей и жанров. В том числе - авторский CD с музыкой С.Баневича и Д.Смирнова, диск, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга, в который вошли 20 любимых мелодий о нашем городе, специальный диск по заказу Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга "Пристань детства" - сборник песен о школе, учителях и учениках…Подробнее о репертуаре и дискографии Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга вы можете узнать на сайте хора www.dethorrtv.spb.ru Конечно же обеспечить такой объем работы на должном уровне можно только при условии хорошей профессиональной подготовки участников хора, четкой организации репетиционного процесса, интенсивной работы хормейстеров во время репетиций. Поэтому занятия хора проходят 3 раза в неделю, вне зависимости от наличия выступлений. Концертный сезон, как правило, длится с сентября до конца июня, а с учетом летних гастролей, и до начала августа. Следует отметить, что Детской хор телевидения и радио Санкт-Петербурга является участником большинства музыкальных фестивалей, проводящихся в Санкт-Петербурге: "Музыкальная весна в Санкт-Петербурге", Детский музыкальный фестиваль (в прошлом, "Неделя детской музыки"), "Пасхальный фестиваль", "Музыка во дворцах Санкт-Петербурга", "Весна романса" и др. Очень обширна география гастрольных поездок хора. За последние годы коллектив побывал во многих странах Европы: Бельгии, Болгарии, Великобритании, Германии, Голландии, Греции, Дании, Италии, Испании, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Швейцарии. С концертами хор также побывал в США и, четырежды, в Японии. Среди гастрольных выступлений надолго запомнились концерты в "Карнеги-холл" (Вашингтон, США), театре "Шатле" (Париж), Олимпийский Форум в Афинах, Кафедральные Соборы в Сарагосе, Гамбурге, Осло, Стокгольме, концертных комплексах в Токио, Осаке, Нью-Йорке, Хельсинки и многие другие. Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга был участником многих международных конкурсов. Первое место коллектив занимал около 20 раз. В последние годы: Монтре (Швейцария) - трижды, Кантонигрос (Испания) - дважды ( в т.ч. в 2003 г.), Дармштадт (Германия), Лланголлен (Великобритания), Неерпельт (Бельгия). Ведя столь активную творческую деятельность, хор остается, как уже было сказано выше, любительским по статусу, но профессиональным по существу. Т.е. участники хора не получают официального музыкального образования, впрочем, это и не является основной задачей работы коллектива. Главное, что юные певцы вовлечены в активную творческую жизнь такого всемирного культурного центра, как Санкт-Петербург, они общаются со многими интересными творческими личностями и приобщаются к колоссальному пласту музыкальной культуры. Многие из участников хора, в последствии, выбирают своей профессией музыку. Значительная часть становится музыкальными педагогами, многие - певцами, среди них - "серебряный голос России" - Олег Погудин, Светлана Горенкова, молодая, талантливая певица Зара, некоторые участники хора выбирают дирижерскую карьеру. Среди бывших участников хора очень много представителей гуманитарных профессий, журналистов, педагогов, ученых. Так или иначе, по прошествии времени они остаются связанными с музыкой и являются "квалифицированными" слушателями филармонических концертов. Не взирая на большую загруженность в хоре, наши ребята, в основном, хорошо учатся, и каждый год в коллективе появляется 2-3 золотых медалиста. А когда во время концерта, посвященного какой-либо хоровой дате на сцену выходит чуть ли не ползала, чтобы исполнить песню-эмблему хора "Мы-ленинградцы" В.Соловьева-Седого, становится ясно насколько дружна наша "семья". В последние 3 года Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга пережил очень трудное время, когда бывшее руководство ТРК "Петербург", в силу экономических или каких-либо других причин, лишило коллектив помещений для занятий. Спасибо заместителю директора ДК им. Горького В.Б. Фадееву, который помог сохранить хор, и сделал все для того, чтобы коллектив, хотя и в стесненных условиях мог продолжать заниматься. С сентября 2003 года новое руководство ТРК "Петербург" вернуло хор в родные стены и, благодаря этому, у нас "открылось второе дыхание". Работы, как всегда, много, впереди - очередные гастроли, готов к изданию новый компакт-диск…А конкурс на прием в хор в 2003 году составлял примерно 8 человек на место… И.С.Грибков
|
История | Публикации |